English

Вакансии

Новости компании

21.08.2015

Опасный вредитель кукурузы Diabrotica virgifera

Кукуруза одна из важнейших зерновых культур мира. Каждый год кукурузу высевают на площади от 125 до 133 млн. га, а ежегодный урожай зерна этой сельскохозяйственной культуры составляет более 450 млн. т, уступая менее чем на 10% лишь урожаю пшеницы. Высокая продуктивность и неприхотливость в выращивании обеспечили популярность кукурузы, как в больших, так и в мелких сельхозпроизводителей. Не соблюдения севооборота и выращивания кукурузы как монокультуры привели к тому, что вредители, которые раньше не имели практически никакого биологического влияния на данную культуру, сейчас являются чуть ли не главной проблемой в системе защиты. Так произошло и с Западным кукурузным корневым жуком (Diabrotica virgifera virgifera L.). Что же представляет из себя этот злостный, карантинный вредитель кукурузных полей?

Западный кукурузный корневой жук Diabrotica virgifera L.

Распространение: США 1940г., Европа 1992г. (Югославия, Италия, Франция, Болгария,Голландия, Германия, Чехия, Польша, Венгрия(1996), Румыния(1997), Украина(2001). В Молдове жук является карантинным объектом. Расселение в новые территории происходит в результате активного и пассивного (ветром) перелета. Разносится насекомое и транспортными средствами с разным грузом. Вероятность заноса западного кукурузного жука  с зерном или семенами с октября по апрель, как считают многие специалисты, маловероятна.

Морфология: Жук имеет длину тела 4-7 мм. Тело бледно-желтое. У самок на надкрыльях три продольные темно-синие полосы. Яйцо овальное длиной 0,5мм. беловато-желтоватое. Личинка беловатая или слегка желтоватая, с коричневой головой. Куколка белая, открытая.

Биология: Развивается  диабротика по моновольтинному циклу, т. е. дает одно поколение в год. Откладка яиц в почву осуществляется на глубину до 35 см. (наибольшее количество на глубину до 15 см.) в конце лета - начале осени (август-сентябрь). Как правило, яйца откладываются на посевы кукурузы, в меньшей степени на соседние поля, занятые другими культурами (соя, пшеница и др.). Однако, многие ученые считают, что яйца откладываются только на поля кукурузы, а посещает жук другие поля лишь в поисках питания. Зимует насекомое в стадии яйца в почве и выдерживает температуру минус 10 градусов в течение 12 дней. Выходит из диапаузы весной при температуре +4-+5 градусов, а при прогреве почвы до + 11 градусов  отрождаются личинки, которые  приступают к питанию корешками кукурузы. Отрождение  личинок растянуто до нескольких недель. Развитие личинок длится, в зависимости от температуры, 30-71 день. После завершения развития, личинка окукливается на глубине до 20 см. Стадия куколки длится с начала июня по конец августа: 7дней при температуре +29 градусов, 10 дней при +22 градуса  и 18 дней при + 16 градусов. Взрослые жуки появляются в конце июля - начале августа. Пик выхода совпадает с периодом цветения кукурузы. Живут жуки 19-126 дней при среднем 95 дней. Жуки откладывают яйца в почву, размещая их около основания стеблей кукурузы на глубину до 20 см. Плодовитость жуков 400-1000 яиц. Жуки мигрируют для питания на расстояние до 1200 м и питаются пыльцой цветков 22 видов растений, из которых наиболее предпочитаемыми являются растения  семейств Cucurbitaceae(тыквенные), Poaceae (злаковые), Fabaceae (бобовые), Asteraceae (астровые). Но чаще всего имаго можно видеть на листьях, метелках и пестичных нитях кукурузы.

Вредоносность: Взрослые жуки, питаясь пестичными нитями початка, нарушают опыление. Личинки и имаго являются также переносчиками грибных, бактериальных и вирусных заболеваний. Основной урон урожаю кукурузы наносят личинки, которые питаются корнями. Поврежденные растения не способны усваивать воду и питательные вещества из почвы, замедляется рост и развитие растения, а при сильном повреждении растение полегает. Экономический порог вредоносности личинок зависит от фазы развития  кукурузы и составляет 2-12 личинок/растение, а при 25-29 личинок/растение  кукуруза полностью погибает. Для имаго (жука) ЭПВ составляет отлов на феромонную ловушку 6 и более экземпляров за сутки.

Методы учета: Для обнаружения и учета яиц - раскопки почвы, ее флотация и тщательный осмотр; для обнаружения личинок - почвенные раскопки в фазе 3-4 листьев кукурузы и тщательный осмотр почвы и корешков кукурузы; Для обнаружения имаго - визуальный осмотр растений кукурузы и культур, прилегающих к полю кукурузы с конца июня по октябрь, а также применение феромонных ловушек,  из расчета 3-5 штук на поле с интервалом 100-150 м на больших и по 1 штуке на не больших полях с осмотром их не реже 1 раза в 7 дней.

Меры борьбы: Организационно-хозяйственные - уборка кукурузы после 20-30-го сентября,  когда численность жуков на посевах резко сокращается или полностью отсутствует, предотвращает попадание и накопление вредителя в массе зерна. Агротехнические - севооборот и возврат кукурузы на прежнее место не ранее 3-4 лет.  Селекционные - возделывание сортов и гибридов кукурузы, устойчивых к вредителю, как правило ГМО ( возделывание  ГМО в Молдове запрещено). Химические - протравливание семян инсектицидными препаратами. Однако, по мнению ряда специалистов, эффективность  данного приема низкая, к тому же, в Молдове нет зарегистрированных протравителей семян для борьбы с западным кукурузным жуком. Другая возможность, это внутри бороздное внесение гранулированных инсектицидов при посеве. Альтернативный метод - это распыление жидких инсектицидов с заделкой в почву. В фазе 4-5 листьев можно проводить дальнейшую защиту от вредителя, внося в междурядья кукурузы опять же  гранулированный инсектицид (в Молдове они также не зарегистрированы). Возможность лучше соотносить нанесение на уровне появления, это распылять инсектицид в прикорневой зоне в более поздние сроки, однако не достаток в том, что проникновение инсектицида может быть не достаточным, чтобы дать хорошую защиту. В Молдове, ввиду отсутствия условий необходимых для тестирования препаратов с данным обьектом, не зарегистрирован ни один из инсектицидов для борьбы с диабротикой. Однако в случае обнаружения вредителя, необходимо срочно принимать комплекс мер по его локализации и уничтожению, включая и использование химических препаратов. Компания Химагромаркетинг располагает аналогами инсектицидов для обработки семян и опрыскивания растений в период вегетации, используемых для борьбы с вредителем в других странах.

Эффективным химическим  приёмом в борьбе с имаго является опрыскивание растений в период вегетации инсектицидами из различных химических групп. Контроль взрослых особей достигается не только стандартными инсектицидами, новыя стратегия объединяет инсектицид с природным пищевым стимулятором.

Биотехнологические – использование феромонных ловушек для отлова самцов.

Карантинные - предотвращение заноса и распространения по свободной от вредителя территории жуков транспортными средствами, сельхозтехникой, грузами, продовольственным, фуражным зерном и другими товарами.

Имаго западного кукурузного жука